Царь колокол в Москве

Царь – колокол, находящийся в Москве, не имеет аналогов. Это самый гигантский колокол в мире. Он остается единственным и непревзойдённым творением искусства русских литейных мастеров. Историческая ценность располагается на Ивановской площади, в восточной стороне от звонницы «Иван Великий».

Не звонивший никогда колокол ошеломляет масштабами. Имея диаметр 6,6 метров, высоту 6,4 метра, вес его составляет 202 тонны. Колокольный гигант входит в программу обязательного осмотра ансамбля Соборной Площади Кремля, которое включает посещение: Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов, церковь Ризоположения, Патриаршие палаты, Царь- пушки. Ведь это одна из главных достопримечательностей на территории Московского Кремля – возведенный на пьедестал Царь – Колокол.

Царь колокол в Москве

История Царя колокола

Это не первый российский гигантский колокол, он имел предшественников. Изначально большой колокол — Годуновский отлили в XVI веке, весом около 33,6 тонн. В начале XVII века, звоня уже более 50 лет, он раскалывается при пожаре. Указом государя Алексей Михайловича выплавляют новый колокол, весом около 130 тонн. Новый отливают, используя старую медь предшественника.

Но звон его также недолог. В самом начале, от сильного удара колокольного языка он раскалывается, проводят перезаливку колокола, массой 160 тонн. Во время колокольного звона он падает со звонницы, но остается цел. И только через 50 лет колокол разбивается при пожаре в 1701 году.

По распоряжению государыни Анны Иоанновны, которая захотела оставить след своего правления и еще раз перелить обломки предшественника начинается создание нового колокольного гиганта. Колокольный великан в 200 тонн был необходим для украшения своим видом Ивановской звонницы. Работа была доверена московским мастерам Ивану и Михаилу Моториным, чьи колокола издавали звонкие переливы в Москве, в Санкт Петербурге, Киеве и Нижнем Новгороде.

Знаменитые литейные искусники, ранее изготовлявшие по приказу Петра I пушечные стволы для артиллерии и колокола кремлевских соборов, были привлечены к созданию колокола после неудачных стараний заказать исполнение великана у королевского механика Франции — Жерменя. Мастер королевских дел Жермень, изучив задание российской государыни, и обещания денежной награды за труды, подумал, что это шутка – так как выполнение заказа счел не возможным.

Правда, оправившись от удивления, французский механик представил свою смету дорогостоящего и сложного проекта, от которого императрица поспешила отказаться.

Рельефный орнамент колокольного царя было приказано изготовить петербуржским резчикам деревянных искусств П. Галкину, В Кобелеву, П. Кохтеву, П. Серебрякову. К работе были привлекли скульптора Ф. Медведева, который по указу Петра I проходил обучение в Венеции, и мастера формовального дела П. Луковникова. Подготовка к работе заняла более двух лет.

В самом начале, с помощью чертежей Конторы артиллерии Иван Моторин изготовил модель колокола, которую отправил на согласование в Санкт Петербург. Вместе с моделью направлялись также подробные эскизы и чертежи подъема царского великана.

Царь колокол
Царь колокол в Москве

Из -за гигантских размеров колокола было решено отливать непосредственно на площади, на близком расстоянии от Ивановской звонницы. Для его отливки и формовки на кремлевской территории, с восточной стороны Ивановской площади и Чудова монастыря была выкопана специальная литейная яма глубина которой достигала 10 метров.

Стены ямы для укрепления были выложены кирпичом, дубовыми балками с металлическими ободьями, твёрдая металлическая решетка размещалась на дне. Внутрь была помещена колокольная форма. Образовавшиеся пустоты между формой и стенами литейной ямы были тщательно засыпаны землей и утрамбованы, кожух должен был выдержать высокую температуру литейного сплава.

После окончания основных приготовлений, в Успенском Кремлевском Соборе отслужили церковную службу, и приобретя благословение приступили к литью нового колокола- великана.

28 ноября 1734 г. в специальных установленных 4 печах провели первую плавку металлического сплава. Каждая из печей, сооруженная по периметру ямы могла вмещать в себя не более 50 тонн расплавленной меди, которая дальше поступала по желобкам, сделанным из кирпичей, в литейную форму.

Для литья колокольного великана был взяты остатки его предшественника, разбившегося при пожаре. Но так только одного старого колокола было мало, Моторин попросил у царского двора дополнительно около 16 тонн меди и 5 тонн олова.

Создание царя колокола изначально было связано с трудностями и неудачами. Через несколько дней в двух печах из четырех была обнаружена утечка сплава. На их нижних горизонтальных поверхностях печной топки поднялись поды.

Чтобы не останавливать процесс литья, было принято решение делать ремонт на месте, не прекращая работу двух других печей, а также увеличив нагрузку на них. Для литья колокола с московского пушечного двора доставили дополнительно 600 колоколов, общей массы в 27 тонн, меди пушечной 68 тонн и 11 тонн олова.

Для недопуска повторной протечки сплава, весь горящий поток пустили в дополнительные печуры. При ремонте двух печей загорелась машина подъёма кожуха и рядом стоящие деревянные сооружения. Кроме того, пострадала литейная форма колокола. На устранения неисправностей, постройки новых деревянных сооружений вокруг рабочей ямы, разборки, проверки и дальнейшего исправления колокольной формы уходит продолжительный период времени.

Во период реконструкции умирает Иван Моторин, работать над литьем продолжает сын, Михаил Моторин. 23 ноября 1735 г. литье начинают заново, с учетом принятых противопожарных мер. Работа над царственным колоколом занимает 48 часов. За успешное выполнение гиганта Михаилу Моторину выдают 1000 рублей и присваивают должностной чин – литейных дел цехмейстер.

С конца 1735 г. проводятся работы только декоративные — вычеканивают барельефный рисунок. По малопонятным обстоятельствам колокол долгий период остается в яме, где его через два года настигает Троицкий пожар, бушевавший на территории Кремля. Вспыхнули перекрытия и балки, служившие частью каркаса в литейной яме, и удерживающие колокол.

По официальной версии царского двора колокол рухнул с деревянного каркаса, начал нагреваться, и чтобы не допустить расплавления, принимают решение тушить водой. Во время тушения, холодная вода попадает на расплавленный металл, что вызывает многочисленные трещины и откол куска массой 11,5 тонн. Пожар также остановил все дальнейшие барельефные работы – и сегодня можно увидеть незаконченную чеканку на колоколе.

По окончании пожара существовало еще несколько вариантов происшедшего:

  • в начале пожара, на колоколе проводились последние чеканные работы. Чтобы сохранить рисунок барельефа и избежать расплавки при пожаре заливали холодной водой, что вызвало сквозные трещины и откол;
  • откол от колокола вызван падением с деревянного каркаса;
  • технические ошибки, допущенные при отливе, привели к трещинам. Чтобы избежать наказания за халатные действия, все списали на пожар;
  • колокол висел уже на звоннице, и упал во время пожара.

Современные историки не подтверждают версию, где главной причиной является пожар, так как в этом случае, пластичный сплав меди и бронзы не смог расколоться на куски, и предполагают нарушение технологии литья. Так же после пожара колокол стоял на решетке в литейной яме, в том же месте, где изначально отливался. Эти факты говорят о том, что его не вынимали.

Возможно, именно поэтому Моторин получил небольшую денежную компенсацию за такую работу, так как стоимость более простых его колоколов в Троице – Сергиевской Лавре и Новодевичьем монастыре составляла около 6000 рублей каждый.

В течение дальнейших 100 лет проводятся неоднократные, безуспешные попытки извлечь колокол из ямы. Императрица Елизавета изъявила желание поднять его и перелить, но представленная смета ей показалась слишком завышена. Свои намерения о подъеме высказывали Екатерина II и Александр I.

В 1821 году было решено организовать осмотр колокола для всех желающих посетителей. Место вокруг ямы расчистили, установили деревянные перила, подъемные лестницы, над ямой был установлен деревянный помост с дверным входом. Дверной ключ находился у послушника Ивановской колокольни. Желающие посмотреть колокол сходили в подземелье по лестнице. Впереди шел проводник, держащий фонарь.

Активным инициатором поднятия царского колокола выступает император Николай I. В период правления государя активно преображается территория Кремля – убирают последние следы французского нашествия 1812года, возводят Оружейную палату и Большой Кремлевский дворец.

Начинается реставрация исторических памятников культуры. Огромная яма даже с колокольным царем в самом сердце Кремля не украшает площадь. Поняв, что колокольный звон великана никогда не будет услышан, император дает распоряжение поднять его и поставить на пьедестал как памятник.

Данная работа поручается петербургскому архитектору французского происхождения О. Монферрану. С помощью разработанного чертежа подъемного устройства он смог поднять колокольного великана на сооруженный для него каменный восьмигранный пьедестал из песчаника.

Архитектор уже был известен как специалист по созданию механизмов подъема больших грузов благодаря участию в возведении Исаакиевского собора, а также сооружению Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт Петербурге.

Подготовительная работа по подъему колокола занимает больше полугода. Вынимают землю, окружавшую колокол, укрепляют стены ямы, выкачивают воду, собирают строительные леса. Но первая попытка заканчивается неудачей – под грузом массы лопаются четыре каната и ломается блок рычага подъема.

Чтобы проведенная работа была не напрасной, один из рабочих спускается в яму и под нависшим колоколом, устанавливает подпорку из дубовых бревен. Колокол зафиксировали и остановили работы.
Для продолжения подъема были заказаны новые канаты, увеличено количество рычагов – механизмов для тяги каната.

Следующая попытка продолжалась около часа. Колокол подняли, на яму установили деревянный настил, на него поставили полозья на катках, на которые в дальнейшем опустили колокольного гиганта. Медленными передвижениями его в течение трех дней установили на постамент, где Царь – колокол стоит в настоящее время. Кроме того, архитектор Монферран увенчивает верх большой державой из меди с золоченым крестом, подчеркнув его величие.

Издается указ о сохранении колокола как великого монумента мастеров литейного искусства. При осмотре исторической ценности поражает не только уникальный масштаб работы, но также и красота скульптурной металлической чеканки.

По периметру колокола выделяются барельефные портреты российских самодержцев — Алексея Михайловича и Анны Иоановны. Государь Алексей Михайлович, в руках удерживающий скипетр и державу, одет в парадное платье. Изображение государя, напоминает о истории создания больших колоколов.

Созданная барельефная фигура Анны Иоановны в праздничном убранстве для коронации рассказывает о истории создания самого колокола. Внизу чеканного изображения государыни на круглом медальоне вылита запись о тех, кто создал колокол – умельце Иване Федорове, и отце и сыне Моториных.

Между фигурами расположены картуши с декоративным орнаментом в стиле барокко. Литейные мастера воссоздали образ Христа с Божией Матерью, апостола Петра, святого Иоана Предтечи, святую Анну, небесных ангелов. Выбор святых для был очень важен для государыни – на колоколе изображены лики небесных покровителей самой Анны, ее отца, царя Иоанна V и дяди императора Петра I.

Реставрационные работы Царя — колокола проводились только в 1979 году – его очистили от налета, позже нанесенной краски, благодаря этому возможно увидеть изначальный рельеф декоративных украшений.

Существует многочисленные легенды о Царь – колоколе. В одной говорится, что во время прибытия государя Петра I в Москву сразу после победы в Полтавской битве, звенели все колокола, кроме большого. Все усердия звонарей не могли раскачать тяжелый колокольный язык. В страшном гневе царь отправляет свою гвардию в подмогу звонарям, но они только смогли оторвать язык великана.

Народная молва утверждала, что упрямее самого царя был только колокол. Видя, что не все рады победе, государь ударяет поверхность колокола дубинкой, взятой в сражении у шведского короля. От удара откалывается осколок, а великан с гулом уходит под землю. Историки связывают эту легенду с организованной Петром Великим компанией о переплавке церковных колоколов в пушки.

Легенда старообрядцев гласит, что падение колокола с колокольни связано с реформами патриарха Никона. Они верили, что если он поднимется и начнет звонить, то настанет время Страшного Суда над изменниками старой веры.

Интересные факты о Царе колоколе

Помимо легенд, есть интересные факты, связанные с историческим памятником:

  1. известно, что в самом начале войны с Германией внутри колокола располагался узел связи полка Кремлевских войск. Для полной маскировки от немецкий военных самолетов его красили в более темный цвет и маскировали защитным тентом;
  2. несколько раз звучало предложение спаять колокол и осколок, поднять на один из Кремлевских соборов, но мастера утверждали, что чистый мелодичный звон воспроизвести не удастся;
  3. в колокольный сплав для мелодичного звучания добавили около 72 кг. золота и 525 кг. серебра;
  4. у великана не было колокольного языка. Находящийся рядом относится к другому колоколу;
  5. технологии сегодняшнего времени позволяют создавать колокола большей величины и веса. Но во время удара в колокол большего веса, чем 32 тонны часть звука проявляется в инфразвуковом спектре, вызывающим беспокойство и ощущение паники у людей и животных;
  6. в период Революции, руководство командования белых войск Юга России выпустило собственные денежные купюры, достоинством 100 рублей с образом на них Царя – колокола. Народное прозвание денежных знаков — «колокольчики»;
  7. большой колокол в Сергиево – Посаде носит имя московского брата. Вылитый в 1748 г., его масса составляет 64 тонны, в 1930 г. был уничтожен. Сейчас центральную колокольню Сергиево – Посадской Лавры украшает колокол весом 72 тонны.

Про фонтаны Москвы и район Новокосино читайте здесь.

Оцените статью
Гид по Москве
Adblock
detector
Читайте ранее:
Воробьевы горы в Москве
Что посмотреть и чем заняться на Воробьевых горах?

Воробьевы горы – популярное у москвичей и гостей города место. Здесь есть интересные архитектурные и природные объекты, спортивные школы и...

Закрыть