Самые красивые станции московского метро

Московское метро — одно из самых популярных достопримечательностей столицы. В метро столицы 12 линий и 250 станций — рекордная сеть, ежедневно перевозящая более 9 миллионов человек. Многие станции больше похожи на подземные дворцы. Они украшены мозаикой, барельефами, витражами, скульптурами, люстрами, делающими станции подземки настоящим произведением искусства. Чем же запоминается каждая из станций?

В этой статьи все про метро Москвы — самые красивые станции с описанием и фотографиями, какая станция самая широкая, длинная и глубокая, режим работы столичного метро, история строительства и интересные факты.

Режим работы метро в Москве в 2024 году

Все станции Московского метрополитена открыты для входа ежедневно с 5 часов 30 минут утра до 1 часа ночи.

Время отправления первых поездов со станций метрополитена: 5 часов 28 минут – 6 часов 5 минут. Кассы на некоторых станциях начинают работу в 5:00. Средний интервал между отправлениями поездов составляет 2,5 минуты, минимальный в часы пик — 90 секунд, максимальный может достигать 10 минут и больше.

Красивые станции метро Москвы

Целых 45 станций Московского метрополитена охраняются как национальное художественное наследие. Метро Москвы действительно может похвастаться красотой многих своих станций в соцреализме, сочетающих в себе строгие и элегантные черты, с декоративными элементами коммунистической символики и мотивами, иногда напоминающими неоклассицизм, а иногда и деко. Московский метрополитен — это настоящий музей, открытый для всех!

От огромных люстр до резных рам, от гербов до мозаики, от барельефов до витражей — одним словом, на нем можно проводить целые дни, любуясь красотой станций московского метро.

Киевская кольцевая

Дата открытия: 14 марта 1954 года.

Преобладающие цвета станции «Киевская кольцевая» — белый и золотой. Изящный белоснежный свод, пилоны и путевые стены окаймлены широким золотистым жгутом – лепниной, характерной для украинской архитектуры 17 века. Путевые стены и пилоны внизу облицованы светлым мрамором.

На каждом из 18 пилонов большая мозаичная картина из смальты, окруженная широкой рамкой золотистой лепнины. Тема картин — совместная история Украины и России. Начинается она с Переяславской Рады 1654 года, где запорожское казачество во главе с Богданом Хмельницким принимает решение о воссоединении Малой России с Россией Московской. И продолжается до революции 1917 года.

Метро Москвы самые красивые станции

Печально, что это единство украинского и русского народов сейчас само становится достоянием истории. В торце – мозаичный портрет В. И. Ленина в окружении знамен.

Красивая станция. Является памятником истории и культуры и охраняется государством.

Площадь революции

Дата открытия: 13 марта 1938 года.

Станция интересна и запоминается прежде всего своими бронзовыми скульптурами. По проекту планировалось украсить станцию барельефами, но руководству Метростроя не понравились результаты проведенного конкурса. Оно обратилось к авторитетному скульптуру Матвею Манизеру, он то и выдвинул идею использовать объемные скульптуры.

Площадь революции

Предложение прошло с трудом, так как фигуры требовалось выполнить либо сидящими, либо согнувшимися, либо вставшими на колено, иначе их не разместить. Эскизы были приняты только после того, как их одобрил лично И. В. Сталин.

Изготовили скульптуры в Ленинградской мастерской художественного литья. Создавалась галерея образов советских людей. У каждого образа были конкретные прототипы, которые позировали при его создании.

В наши дни с этими скульптурами связаны различные народные приметы. Чтобы хорошо сдать экзамен, нужно потереть нос у бронзовой собаки, чтобы днем повезло, надо утром потрогать флажок в руках у сигнальщика и т.п. В часы пик у некоторых скульптур выстраивается очередь трогающих. К сожалению, это приводит к порче произведений искусства.

Белорусская кольцевая

Дата открытия: 30 января 1952 года.

Интерьеры станции метро Белорусская, казалось бы, непримечательны, ничто не бросается в глаза. Но в какой-то момент вы вдруг замечаете всю красоту, которую вложили в нее создатели. Великолепную белую лепнину на стенах и потолке – ее очень много.

Белорусская кольцевая

Лепной орнамент представляет собой рельефные геометрические фигуры с рельефными цветами и колосьями внутри. На полу – узор из серого, белого и красного гранита, выполненный по мотивам традиционной белорусской вышивки. На белых пилонах укреплены большие мраморные подставки под светильники. Зал освещен светильниками, люстр нет.

Светлым мрамором облицованы внизу пилоны. На потолке зала 12 мозаичных панно, выполненных на темы из жизни Белорусской ССР. Мозаичное оформление в виде национальных белорусских узоров проходит вокруг арок перехода. И вы замечаете, что это – одна из красивейших станций метро.

В переходе скульптурная группа «Белорусские партизаны». История не забывается, чтится и ценится поколениями. Тут традиционно назначают свидания.

Новослободская

Дата открытия: 30 января 1952 года.

Эту станцию не спутаешь ни с какой другой. Ведь на ней 32 витража из разноцветного стекла с подсветкой изнутри. Витражи на белых мраморных пилонах обрамлены позолоченной латунью и сталью.

По проекту витражи были задуманы рельефными и предполагалось, что их сделает В. И. Мухина, но в конце концов остановились на идее витражей из цветного стекла и художнике П. Корине. Витражи были изготовлены в Латвии, т.к. в России не было традиции их изготовления. Использовали цветные стекла, предназначавшиеся для костелов и хранившиеся в кафедральном соборе Риги.

Новослободская

Рамы витражей оформлены богато, как оклады икон. Отчего создается именно такое ощущение? Художник Павел Корин родился в 1892 г. в семье потомственных иконописцев, окончил иконописную школу, и начал работу с росписи церквей. В рамках витражей он использовал травяной орнамент старинных русских церквей, совместив его с советской символикой.

В глухом торце панно «Мир во всем Мире». На месте слова МИР, раньше был медальон с изображением Сталина. При Хрущёве он был удалён. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби.

Арбатская

Дата открытия: 5 апреля 1953 года.

Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии была также построена в золотой век расцвета «сталинского» имперского стиля. Начало пятидесятых, тут есть на что посмотреть. Стиль, как и положено, помпезный, как и положено, богатый декор. Белоснежные стены и пилоны, путевые стены отделаны светлой плиткой из керамики.

Арбатская

Пилоны внизу облицованы темно-красным мрамором, многочисленные скамейки внизу отделаны лепниной, окрашенной под бронзу, с сиденьями темно-красного цвета. Бронзовые роскошные позолоченные люстры.

Особенность станции это белоснежная лепнина на пилонах. Она представляет собой виноградные лозы, листья, ягоды и фрукты, и сделана в форме рамок для несуществующих картин. Там планировалось разместить панно, но позже от этого отказались. Станция осталась белоснежной, но выглядит все вполне гармонично.

Маяковская

Дата открытия: 11 сентября 1938 года.

А вот здесь мы видим абсолютно другой дизайн интерьера. Он близок к стилю ар-деко, строгому респектабельному стилю Западной Европы и Америки. На международной выставке в Нью-Йорке в 1938 г. проект станции был удостоен Гран-при.

Маяковская
Станция метро Маяковская

Пилоны станции тонкие и легкие. Чтобы сделать их крепче, Алексей Николаевич Душкин использовал сталь. Стальные ленты разработали в мастерской авиаконструктора Туполева, а изготовили на заводе «Дирижабльстрой» в Долгопрудном.

Интересно сделана верхняя часть. В районе колонн на потолке овальные купола. По периметру куполов – светильники, а по центру – мозаичное панно. 34 мозаичных панно сделаны по эскизам А. Дейнеки, и на каждом – небо. На фоне неба плывут дирижабли, цветут деревья, парят парашютисты.

Своды решены в сером цвете. Путевые стены облицованы серым мрамором, по низу отделаны полоской рыжего мрамора. Вертикальными полосками рыжего мрамора декорированы внизу и колонны. Вдоль путевых стен – подвесные люстры.

Таганская – кольцевая

Дата открытия: 1 января 1950 года.

Белая с синим и золотым, фарфоровая станция метро напоминает праздничный столовый сервиз, расписанный кобальтовой лазурью

В массивных белых пилонах высокие конусообразные ниши, в каждой нише размещено майоликовое (разновидность керамики) панно. Панно в центральном зале – небесно-голубого цвета, а те, что на боковых платформах – белого. На первый взгляд они одинаковые. Но присмотритесь. Каждое из них посвящено советским воинам разных видов войск.

Таганская – кольцевая

В центре каждого панно круглый медальон с профилем бойца. Ниже сцена сражения и символ этого вида войск. Под ним табличка с надписью «Слава героям-морякам» или партизанам, летчикам, пехотинцам и т.п. Выше и вокруг медальона цветочные рельефы, в которые вплетены изображения Дмитрия Донского, Александра Невского, адмирала Ушакова.

Кроме панно станцию украшают необычные люстры. В центре синий шар, словно синяя ваза, в которой стоят белые цветы – плафоны. Путевые стены облицованы светлой керамической плиткой. Украшают их оригинальные декоративные таблички с надписью «Таганская», сделанные из майолики, как и панно.

Станция самобытна и оригинальна, и, как и многие старые станции метро, является украшением Москвы.

Новокузнецкая

Дата открытия: 20 ноября 1943 года.

Особенная фишка станции Новокузнецкая это ее роскошные скамейки. Лавочки — диваны с высоченными спинками выполнены в виде полуразвернутых свитков, с декоративными мраморными подлокотниками – это целое произведение искусства. Перед лавочками на полу выложен каменный «коврик».

Новокузнецкая

Над каждой лавочкой барельеф — массивный металлический щит, обрамленный военными знаменами. Как и на Таганской, тема оформления станции тоже воинская доблесть, но оформление решено совсем в другом стиле.

Строительству Новокузнецкой помешала начавшаяся война. Когда появилась уверенность, что немцы в Москву не пройдут, строительство было решено продолжить не смотря ни на что. Станция открылась 20 ноября 1943 года.

На тот момент в войне еще не было перелома, и ее исход был неясен. Верили в победу. В центральном зале поверху бордюром идет широкий барельеф с изображением боевых операций.

Из-за спин лавочек идет подсветка, и, кроме того, по центру зала размещен ряд торшеров. Ножки их отделаны мрамором и металлом. Пилоны очень массивны, облицованы светлым мрамором со множеством прожилок. Путевые стены не отделаны дорого – там просто штукатурка и краска.

На потолке мозаичные панно из смальты. Как и для станции Маяковская, они выполнены мозаичником В. А. Фроловым по эскизам А. Дейнеки. Панно предназначались для станции Павелецкая, но ее строительство задерживалось на неопределенный срок. Фролов выкладывал эту мозаику в блокадном Ленинграде. Он умер там. Мозаика с риском для жизни была доставлена по Ладоге в Москву. Панно на Новокузнецкой – это прощание с мастером и память о нем.

Станция метро Трубная

Дата открытия: 30 августа 2007 года.

Станция находится внутри кольцевой линии и оформлена в стиле старых станций метро – облицована натуральным мрамором. Итальянский мрамор светлых тонов со вставками темно-зеленых тонов. Только вместо пилонов здесь массивные четырехгранные колонны.

Запоминаются красочные витражи с подсветкой изнутри, представляющие двенадцать старинных русских городов. Автор – Зураб Церетелли. Под каждым витражом – скамейка с боковинами из ажурного металла, переходящими наверху в светильники в стиле бульварных фонарей. По три декоративных фонаря стиля модерн с каждой стороны лавочки.

Станция метро Трубная

После открытия станции верующие пассажиры были недовольны, что на многочисленных церквях и соборах витражей нет крестов. Сейчас кресты появились. Пассажиры сами прикрепляют к витражам маленькие распятия, освященные в церкви. Администрация метрополитена не возражает.

Над торцевыми проходами центрального зала установлены панно «Москва».

Комсомольская кольцевая

Дата открытия: 30 января 1952 года.

Многие называют ее самой красивой станцией Московского метро. Она была задумана как нарядный парадный зал, ведь станция расположена рядом с тремя вокзалами, и все, кто приезжает в Москву на эти три вокзала, начинает знакомиться со столицей именно здесь.

Комсомольская кольцевая

На станции очень большой пассажиропоток – в среднем 163 тысячи человек в сутки. Но люди успевают замечать красоту, и там часто можно увидеть фотографирующиеся группы гостей столицы.

Самое красочное здесь потолок. Ярко-желтый свод украшают мозаичные панно, обрамленные белой лепниной. Восемь панно по эскизам П. Корина были изготовлены из смальты и драгоценных камней. Три из них посвящены победе в ВОВ, остальные изображают великих русских полководцев.

В треугольных фигурных рамках из белой лепнины, опирающихся на основание свода и поднимающихся на четверть его дуги, барельефы, изображающие воинские атрибуты и символы советской эпохи. В декорировании потолочного свода использованы элементы московского Барокко 17-го века.

Зал величественный и просторный, с высокими шестигранными колоннами, украшенными резными мраморными капителями. Стены и колонны облицованы светлым мрамором. На полу малиново красный гранит. Венчают картину массивные многорожковые люстры, висящие между панно.

В тупиковом торце зала установлен бюст В.И. Ленина – история есть история.

Станции метро: самая широкая, длинная, глубокая

«Партизанская»

Самая широкая платформа московского метро «Партизанская» с тремя путями была рассчитана на большой пассажиропоток в связи с массовыми мероприятиями на «Стадионе народов имени Сталина», главного стадиона столицы, который так и не построили из-за начала советско-финской войны в 1939 году.

Планировалось перед матчем разгружать два поезда из центра с пассажирами, а после него – загружать два поезда в центр. Станция была названа «Измайловский парк культурного отдыха имени Сталина», затем переименована в «Измайловскую», позже в «Измайловский парк».

«Воробьевы горы»

Станция «Воробьевы горы» длиной 284 м (вместе с переходами) является самой длинной открытой платформой. Расположена в нижнем уровне Лужнецкого метромоста, ранее называлась «Ленинские горы». По первоначальному, более дорогостоящему варианту, предполагалось проложить тоннель под Москвой-рекой.

Погоня за дешевизной строительства, пришедшая на смену сталинской роскоши, а также стремление сократить сроки строительных работ, привели к недолговечности конструкций: трещинам железобетонных опор, обрушению карниза, разрушению перекрытий.

Станция была законсервирована для серьёзного капитального ремонта на 19 лет, с 1983 по 2002 год. Во избежание аварийных ситуаций в будущем, её фактически отстроили заново. Длина платформы после реконструкции составила 270 м, а ширина увеличилась на 3 м.

«Парк Победы»

На сегодняшний день является глубочайшей станцией, имеет глубину 73 м. В результате опроса иностранных болельщиков, приехавших на чемпионат мира по футболу 2018 года, отмечена как самая красивая станция московского метро. В перспективе самой глубокой станцией должна стать «Шереметьевская».

Станции-призраки московского метро

Это законсервированные недостроенные или недоступные для пассажиров станции метро Москвы:

«Советская» — была запроектирована в составе Горьковской линии под Тверской площадью, между «Театральной» и «Маяковской», но исключена из плана из-за недопустимого уклона тоннелей. Подземные выработки в дальнейшем были использованы для устройства бункера штаба Гражданской обороны Москвы.

«Троице-Лыково» («Лыковская») — закрытая платформа длиной 26 м между «Строгино» и «Крылатским». Используется для служебных целей, имеет аварийный выход на поверхность. При технической необходимости на ней могут останавливаться пассажирские поезда, выход и вход персонала происходит через кабину машиниста. Имеется техническая возможность расширения зала и обустройства в полноценную пассажирскую станцию, но в перспективе строительство станции с таким названием планируется на другой линии.

«Первомайская» (не путать с современной «Первомайской») – конечная временная станция на Арбатско-Покровской линии, размещалась на территории депо «Измайлово». Отличалась богатой отделкой, характерной для метро сталинской эпохи, необычными люстрами. Проработала семь лет и была закрыта в 1961 году, после ввода в эксплуатацию станции «Измайловская». Сейчас здесь располагаются цеха и актовый зал ремонтного депо.

«Калужская» – конечная временная станция Калужско-Рижской линии. Представляла собой наземную платформу без отделки. Функционировала десять лет до 1974 года. Рядом открыли современную «Калужскую», и сейчас старая платформа используется как склад и для отдыха машинистов.

«Аэрополе» — в разное время имела разные проектные названия: «Волоколамская», «Спартаковская», «Стадион Спартак». Самый старый долгострой московского метро. Расположена между «Щукинской» и «Тушинской», числилась станцией-призраком почти 30 лет. Была законсервирована за ненадобностью. С развитием инфраструктуры на месте Тушинского аэродрома и началом строительства стадиона «Спартак» станцию достроили и открыли в 2014 году одновременно со стадионом. Сейчас она называется «Спартак».

Московское метро: интересные события из истории

Московский метрополитен, по замыслу И.В. Сталина, должен был стать «дворцом для народа», а также важным стратегическим объектом.

Первая линия метро

Метрополитен в Москве открылся в мае 15 числа 1935 года и был назван именем Л.М. Кагановича, занимавшего пост наркома путей сообщения. Трасса общей длиной 11,5 км представляла собой одну линию от «Сокольников» до «Парка культуры» с небольшим ответвлением до «Смоленской».

По ней курсировали 14 поездов с 7 часов утра до 1 часа ночи с интервалом 5-10 минут. Первоначально было сдано в эксплуатацию 13 станций. Эскалаторы были установлены только на 4 станциях глубокого заложения: , «Дзержинская», «Красные ворота», «Охотный ряд», «Кировская».

Станции первой очереди:

  • «Парк культуры им.Горького» (ныне «Парк культуры»);
  • «Дворец Советов»(«Кропоткинская») находилась рядом с площадкой разрушенного Храма Христа Спасителя, который был торжественно взорван в 1931 году. Планировалось построить здесь Дворец Верховного Совета СССР высотой 415 м, самое высокое, по тем временам, здание в мире.
  • «Библиотека им. Ленина»;
  • «Охотный ряд» (с 1955 года называлась «Имени Кагановича»; после снятия Л.М. Кагановича со всех государственных постов станции вернули название «Охотный ряд», затем назвали «Проспект Маркса», сейчас снова «Охотный ряд»);
  • «Кировская»(«Чистые пруды»);
  • «Дзержинская»(«Лубянка»);
  • «Комсомольская»;
  • «Красные ворота»(«Лермонтовская», сейчас снова «Красные ворота»);
  • «Сокольники»;
  • «Красносельская»;
  • «Арбатская»;
  • «Коминтерн»(«УлицаКоминтерна», «Калининская», «Воздвиженка», сейчас «Александровский сад»);
  • «Смоленская».

В 1955 году метрополитен переименовали в честь В.И. Ленина.

Уничтожить любым способом

В октябре 15 числа 1941 года появилось постановление ГосКомОбороны СССР за подписью И.В. Сталина о взрыве электрооборудования метро, кроме водопровода и канализации, если враг вплотную подойдет к Москве.

Председатель Совета по эвакуации Каганович моментально отреагировал на это решение. Он приказал «разрушить любым способом» этот важный стратегический объект. Предполагалось заминировать часть станций, остальные подготовить к затоплению.

В октябре 16 числа 1941 года, единственный в истории московского метрополитена день, метро было закрыто для пассажиров. Проходили работы по подготовке к ликвидации: рубили электрокабель, разбирали эскалаторы, демонтировали оборудование, планировали эвакуацию подвижного состава.

Из станционного зала «Площади революции» были вывезены почти все монументы. Это усилило панику в городе, у всех на слуху был прецедент 1812 года. Уже к вечеру консервацию прекратили, поскольку Сталин принял решение не эвакуироваться, а на следующий день метро снова открыли.

Одноименные станции на разных линиях

До войны «Арбатская» и «Смоленская» были станциями мелкого заложения. В 1941 году во время ночного артобстрела бомба попала в тоннель между ними, обнаружив уязвимость этой части метро. Станции и тоннель были разрушены, погибли 14 человек и около 20 человек ранены.

После войны, в режиме строгой секретности, началось строительство линии-дублёра, одноименных станций на большей глубине, в составе Арбатско-Покровской линии. Они начали функционировать в 1953 году. Старые «Арбатская» и «Смоленская» были восстановлены и в 1958 году открылись в составе Филёвской линии.

Необычные находки метростроевцев

В 1985 году при строительстве станции «Боровицкая» строители обнаружили небольшой кирпичный дом на глубине 6 м. Красный кирпич был по размерам гораздо больше современного кирпича. Хорошо сохранилась вся обстановка: двери, окна, мебель, посуда, старинные предметы.

Археологи установили, что дом относится к XVI веку и находился в селе Старое Ваганьково. Предположили, что постройка опустилась под землю в результате природного катаклизма, например, карстового провала. Сначала хотели оставить её в неизменном виде, как экспонат, но потом приняли решение убрать.

В 2014 году при строительстве станции «Румянцево» на глубине 2 м были найдены три старинных медных сосуда, наполненных монетами и женскими украшениями с драгоценными камнями. Драгоценности относятся к XV, XVI, XVII векам. Безусловно, они собирались несколькими поколениями знатного рода.

Неразорвавшиеся снаряды времен ВОВ находили под Мичуринским шоссе при прокладке Солнцевской линии, при строительстве станции «Окская улица» Кожуховской линии. Обезвреженные саперами снаряды были отправлены для утилизации на полигон МВД.

История московского метро, «подземного города в городе», хранит много интересных фактов, необычных находок и загадок, которые так и остались нераскрытыми.

Какая станция метро Москвы самая красивая?
Киевская кольцевая
0%
Площадь революции
0%
Белорусская кольцевая
0%
Новослободская
0%
Арбатская
0%
Маяковская
0%
Таганская – кольцевая
0%
Новокузнецкая
0%
Станция метро Трубная
0%
Комсомольская кольцевая
100%
У меня свой вариант (напишу в комментариях)
0%
Проголосовало: 1

Профиль автора

Марина Ивлеева
Профессиональный гид по Москве. Пишу статьи на тему жизни в России и нашей столицы. Автор более 120 статей.

Классная статья, правда?

Оцените статью
Гид по Москве
Добавить комментарий