Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно – заповедная земля на юге Москвы, природа которой очаровывает своей красотой и живописностью. Исторически территория заповедника принадлежала разным фамилиям, из-за чего и меняла свое название. Так, в свое время удивительной красоты местность заметила Екатерина Великая и решила разместить здесь свое поместье. По ее приказу была построена резиденция, которая получила название Царицыно.

Как добраться до Музея-заповедника Царицыно

Музей-заповедник Царицыно  находится по адресу: Дольская ул., 1, Южный административный округ, район Орехово-Борисово Северное. Телефон +7 (495) 322-44-33

Добраться очень просто, в непосредственной близости находятся сразу две станции метро — «Царицыно» и «Орехово».

Режим работы: парк ежедневно 06:00—24:00

День недели Музей Оранжереи
ВТ 10:00-18:00
СР 10:00-18:00 10:00-18:00
ЧТ 10:00-18:00 10:00-18:00
ПТ 10:00-20:00 10:00-20:00
СБ 10:00-20:00 10:00-20:00
ВС 10:00-18:00 10:00-18:00
ПН выходной выходной

Музей-заповедник Царицыно на карте Москвы

Цена билетов — Царицыно

Тип билета Обычный билет Льготный билет
Комплексный билет 1040 руб 470 рублей
Входной билет: Большой дворец и Хлебный дом 630 руб 350 рублей
Входной билет: Оперный дом 150 руб 80 рублей
Входной билет: Оранжерейный комплекс (три оранжереи) 250 руб 130 рублей

Для того, чтобы посмотреть все интересные места музея-заповедника, понадобится целый день. Поэтому важно заранее планировать свой маршрут или отправляться сюда в составе экскурсионной группы.

Отметим самые интересные достопримечательности Царицыно, которые обязательно стоит посмотреть каждому, если вы еще думаете куда сходить в Москве.

Достопримечательности музея-заповедника Царицыно

Царицынские пруды

Царицынские пруды – это первая достопримечательность, которая встречается туристам при входе в музей-заповедник Царицыно. Это каскад прудов, который удивит своей живописностью даже самых искушенных почитателей природной красоты.

Первый Царицынский пруд – Борисовский, обустройством которого занимались с 1666 по 1673 год. Имение в тот момент называлось Черные Грязи, его владельцы приложили немало усилий к благоустройству водоема и близлежащей территории.

Примерно 30 лет назад появился Средний пруд, в нем была построена дамба по которой пролегает Новоцарицынское шоссе. Верхний Царицынский пруд – самый красивый из перечисленных. Живописные острова правильной формы изначально создавались с целью содержания и разведения птиц, но ближе к 21 веку это место стало исключительно декоративным.

Согласно археологическим данным, на Верхнем пруду были воссозданы лодочные причалы, которые находились несколько столетий назад в этом же месте. Причал со сфинксами можно увидеть, спустившись вниз от дворцов.

Верхний и Средний пруды разделены между собой плотиной. Легенда гласит, что именно в этом месте Григорием Потемкиным в честь Екатерины Великой был устроен салют из турецких трофейных пушек.

С 2005 по 2007 год на острове проводилась массовая реконструкция, цель которой была обозначена как восстановление исторических очертаний острова. Также в это время здесь был установлен самый крупный на сегодняшний день в Москве музыкальный светодинамический фонтан высотой в 15 метров, струи которого выплескиваются под ритм мелодии.

Готический мост в Царицыно

Этот объект, согласно задумке археолога, должен был встречать императрицу при въезде в свою резиденцию. Готический мост соединяет Старую дорогу от Коломенского с парком князей Кантемиров так, что получившаяся ось со строениями представляет гостям целый «театр архитектуры».

Чтобы построить легендарный мост, строителям пришлось потратить целых 6 лет. Основу строения составляет более 2 тысяч свай, такая необходимость была вызвана слишком зыбкой почвой в этом месте.

В центре моста расположены арки, напоминающие порталы в соборах времен Средневековья. Нельзя пройти мимо имитаций световых окон, орнаментов и поясного рисунка.

Искусствоведы отмечают обилие символики в украшении моста. Такие детали как изображение солнечных лучей являются отражением масонских воззрений Баженова, а мечи, заключенные в квадраты, являются символами справедливости и братства.

На сегодняшний день Готический мост является самым крупным в России мостом 18 века. Он довольно массивен, но при этом изящно декорирован, что было свойственно стилю Василия Баженова.

Кавалерские корпуса

Если смотреть на композицию от Большого дворца, то Первый и Второй Кавалерские корпуса располагаются слева от церкви, а Третий размещен с правой стороны Большого моста. Эти постройки связаны не только названием, но и размерами – все они являются небольшими одноэтажными зданиями.

Как названия, так и само предназначение Кавалерских корпусов до сих пор не известно археологам. Однако есть предположения, что, как минимум два корпуса (Первый и Второй) служили помещением для прислуг императрицы. Все они имеют уникальную геометрическую архитектуру, но если Первый и Второй объект схожи между собой, то Третий отличается от них по стилю. Скорее всего, и предназначение у него было иное.

Интересно и то, что строения по-разному пережили исторические события. Так, Второй корпус так и не нашел своего применения и был разрушен к 1980 естественным путем. Два других здания служили дачными домами знатных особ в 19 веке, а во времена советской власти.

Первый корпус стал служить зданием для расположения органов местной власти, а позднее был переоборудован в музыкальное училище. Третий корпус использовался в качестве царицынского музея вплоть до 1937 года, но после его закрытия здесь был создан местный клуб.

В 1980 – 2003 годах Кавалерские корпуса в Царицыно были реконструированы до первоначального облика. На сегодняшний день здесь располагается администрация музея-заповедника Царицыно.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно

С левой стороны Большого моста расположен храм Иконы Божией Матери «Живоносный источник». Его строительство происходило в 1722 году по приказу князя Дмитрия Кантемира на месте деревянной церкви Голицыных.

Однако уже в 60-х годах 18 века храм был перестроен заново и приобрел черты елизаветинского барокко. В 19 веке производилась реконструкция храма, в ходе которой колокольня получила еще один ярус.

В период советской власти храм был разграблен, лишь небольшую часть церковных реликвий удалось спасти. А само здание храма стало служить трансформаторной подстанцией. С 1990 по 1998 годы производилось восстановление первоначального вида храма «Живоносный источник».

Фигурный мост в Царицыно

С правой стороны прудов расположен Фигурный мост, соединяющий две части Березовой перспективы парка и ведущий к дворцовому комплексу. Мост возведен в очень выигрышном месте – на вершине крутого склона холма.

Сначала он скрывает дворцы, а затем внезапно раскрывает гостям дворцовую панораму. С этого ракурса кажущиеся монументальными строения со стороны прудов, выглядят совершенно невесомыми декорациями.

Фигурный мост в Царицыно создан из красного кирпича. Он имеет множество декораций и особый рельеф, а по бокам украшен белокаменными георгиевскими крестами. Между полукруглыми башнями, напоминающими стены Кремля, построен парапет. В целом архитектура моста воплощает идеи допетровского времени.

С момента создания Фигурный мост ни разу не переделывался, на нем проводились только незначительные реставрационные работы, а потому этот памятник архитектуры почти полностью сохранил свой первоначальный вид.

Малый (Полуциркульный) дворец и холм-пирамида

Через Фигурный мост посетители музея-заповедника Царицыно могут пройти к удивительному сооружению, настоящему памятнику искусства и архитектуры. Речь идет о Малом дворце холме-пирамиде.

Садовниками императрицы расположили прогулочные тропинки между регулярными насаждениями парка так, чтобы крутой склон холма получил конусообразную форму. В 1775 году императрица Екатерина Великая в Малом дворце организовывала собрания Государственного совета.

Малый дворец имеет небольшой размер, но он является естественным завершением конуса холма. Предполагается, что его изначальное предназначение состояло в том, чтобы императрица проводила здесь время в кругу приближенных людей.

До 19 века здание время от времени эксплуатировалось в разных целях. Но уже в начале 20 века оно было полностью разрушено. С 1989 по 1996 год Малый дворец был восстановлен и на сегодняшний день является местом для проведения музейных выставок в Царицыно.

Средний дворец (Оперный дом) в Музее-заповеднике Царицыно

Оперный дом – величайший проект архитектора Царицынского комплекса Василия Баженова. Это удивительная постройка напоминает гигантскую шкатулку для ювелирных украшений. Его строительство происходило с 1776 по 1778 годы, а изначальным предназначением было проведение торжественных приемов и церемоний, а также театральных представлений.

Оперный дворец имеет витиеватые и сложные украшения внутренних и внешних стен. Но его формы детали настолько тщательно и изящно проработаны, что в целом образ строения предстоит перед зрителями как легкий и стремящийся вверх.

Здание венчается высоким парапетом с нарядным рисунком, а на белых камнях фасадов располагаются двуглавые орлы, напоминающие о статусе здания.

В главном зале Оперного дворца в Царицыно есть самое необходимое для звучания музыки — великолепная акустика. Но, к сожалению, основное предназначение Оперного дома не было реализовано вплоть до конца 20 века. За всю свою историю это великолепное строение почти не эксплуатировалось.

В 1996 году Оперный дворец был восстановлен и включен в число главных достопримечательностей музея-заповедника Царицыно.

Фигурные (Виноградные) ворота

Вблизи Оперного дома располагаются Фигурные ворота, представляющие собой своего рода границу между дворцовой и парковой зоной музея-заповедника. Еще одно название постройки – Виноградные ворота, было получено за счет причудливого узора из белого камня, вписанного в арку.

Уникальное стилистическое решение сделало Фигурный мост настоящим символом музея-заповедника Царицыно.

Строительство башен-опор продолжалось на протяжении двух сезонов в 1778 году. В строении гармонично сочетаются взаимоисключающие черты: утонченность, заключенная в затейливом украшении из парковой зелени, а также торжественность и даже помпезность, представленной в виде арок с барельефами в виде трубящих Слав. Стилистическое исполнение ворот перекликается с Фигурным мостом и являются продолжением темы «театра архитектуры». Также советуем почитать про парк Зарядье и Музеон.

Сегодня Фигурные ворота представлены перед посетителями музея-заповедника Царицыно в своем первоначальном виде. Они прошли только несколько реконструкций уже в конце 19 – начале 20 века. Удалось даже сохранить керамическую фигуру собаки, которая была случайно обнаружена в процессе реконструкции и помещена в архитектурный Музей Щусева на хранение.

Павильон «Миловида»

Видовой павильон «Миловида» расположен в одном из самых живописных мест музея-заповедника – на пересечении прогулочных тропинок. Павильон построен в 1803 году, так как строение из дерева, возведенное по проекту Баженова, просуществовало недолго. Сегодня на этом месте оборудована зона для отдыха, которая так и называется – «Миловида».

Внешние стены «Миловиды» украшены сфинксами и статуями богинь, однако основную часть скульптурного богатства в виде бюстов, ваз и фигур дельфинов, сохранить не удалось. Красоту «Миловиды» сложно переоценить: колонны и поперечные проходы в сводчатой галереи гармонируют с композиционной целостностью парка и открывают необычайные виды на залив и тенистый сад. По задумке Баженова, галерея создана по принципу из живописи, подразумевающего кулисообразное размещение планов.

Когда Царицыно использовалось в качестве дачного поселка, «Милавида» служила в качестве чайного домика для отдыхающих, здесь часто можно было услышать игру духового оркестра. Но уже в начале 20 века «Миловида» полностью опустела. А в 1992 году ее сильно повредил пожар, и только спустя 15 лет было принято решение о реставрации уникальной декоративной постройки.

Башня-руина в музее-заповеднике Царицыно

Самый романтичный объект музея-заповедника Царицыно – башня-руина. Она была построена в конце 18-начале 19 века и по проекту была задумана как искусственная руина, что и отличает ее от остальных объектов музея, пришедших в негодность со временем.

Согласно легенде, императрицу настолько сильно впечатлили работы художника, сделанные в ходе преследования княжны Таракановой на Ионических островах, что она отдала приказ о строительстве подобной руины. Но строительством башни-руины занялись уже после смерти императрицы, в начале 19 века.

Постройка напоминает собой крепостную стену с башней, имеющей оборонительное предназначение. Она возведена у Верхнего пруда на высоком холме их грубо обработанного камня, специально уложенного небрежно. В качестве декора использовались якобы поврежденные временем куски красного кирпича.

На верху башни оборудована смотровая площадка, с которой можно увидеть почти весь Царицынский парк. За счет того, что к площадке ведет крутой лестничный путь, она была названа «чертовой лестницей». Добраться до смотровой площадки проще, чем спуститься обратно, известны случаи травмирования нетрезвых гуляющих, о чем писали газеты в конце 19 века.

Бельведер, украшающий башню, был утрачен в середине 20 века, в через некоторое время и сама башня была почти полностью разрушена. Ее удалось реконструировать только в 2006-2007 годах. В ходе восстановительных работ лестница была оборудована перилами, что значительно упростило процесс хождения по ней.

Арка-руина и павильон «Нерастанкино» в Царицыно

Недалеко от башни-руины расположен еще один объект в том же стиле – арка-руина. Она была построена тем же мастером примерно в тот же момент. Его автор изначально планировал создать самое романтичное место, где влюбленные пары смогли бы прогуливаться на лодочках и созерцать живописную природу вокруг.

Практическое применение арки заключалось в принятии гостей в главном помещении, где с этой целью были расположены садовые кресла.

Арка-руина в Царицыно имеет купол и колонны, что соответствует канонам строгого классицизма. Стены арки выполнены из кирпича, который не скрывается штукатуркой, а украшений почти нет, если не считать 4 урны в виде ваз, расположенные по бокам.

В начале 20 века от Нерастанкино остались сплошные руины. Строение восстанавливали в 2006-2007 годах вместе с другими объектами музея-заповедника Царицыно. Благодаря профессиональным архитекторам арка-руина обрела свой первоначальный вид.

Беседка «Храм Цереры» и гротесковые мостики в Царицыно

«Храм Цереры» — беседка недалеко от Русалочьего моста, где императрица любила отдыхать со своими гостями. Их этого места ее величество наблюдала за праздником сенокоса, который устроил для нее князь Потемкин. Видовая беседка изначально была построена в посвящение Церере – богине плодородия.

Беседка «Храм Цереры»
Беседка «Храм Цереры»

Нынешняя беседка представляет собой объект, почти идентично восстановленный по первоначальной задумке. Уникальность архитектуры строения заключается в круглой ротонде с высочайшим куполом и 8-ю колоннами, которые наклонены к центру каждая на 5 см.

Для удобства посетителей были заложены прогулочные мостики от арки-руины к «Храму Цереры». Мостики выполнены из необработанного камня, который использовался для украшения традиционного кирпича.

Оранжерейный мост и Царицынские оранжереи

Оранжерейный мост в Музее-заповеднике Царицыно построен в начале 20 века в хозяйственных целях. Мост должен был служить для улучшения транспортной доступности хозяйственной части паркового ансамбля от другой стороны оврага. Архитектура Оранжерейного моста достаточно проста, но в то же время соответствует стилистике остальных парковых строений.

На парапете присутствует украшения из белого камня в виде редких рельефов, а основание арки усилено мощными контрфорсами, свойственными для иных архитектурных памятников Средневековья. Реставрация и практически полное художественное восстановление моста проводилось в 1995 – 2001 годах.

В комплекс тепличного хозяйства императрицы входит 8 оранжерей, которые были построены в разное время. С целью обслуживания плодовых посадок был разбит каскад из трех небольших прудов.  В 19 веке царицынское тепличное хозяйство считалось лучшим в Московской области.

Здесь производилась качественная продукция – персики, апельсины, ананасы, росли плодовые и декоративные деревья. Но поскольку содержание оранжерей обходилось достаточно дорого, тепличное хозяйство было закрыто в 1860 году.

В конце 19 века на этом месте началось строительство дачного поселка. В 2006-2007 году оранжерейные корпуса были восстановлены, на сегодняшний день здесь ведутся работы по восстановлению хозяйства и экологической задумки.

Хлебный дом (Кухонный корпус) в Царицыно

Пройдя по Оранжерейному мосту, можно выйти к самому большому строению, возведенному по проекту Василия Баженова – Кухонному корпусу. Это здание имеет квадратную форму с закругленными углами и внутренний двор. По задумке Кухонный двор должен был стать главным строением дальнего плана ансамбля.

Корпус был назван так за счет двух горельефов, над которыми  размещаются два вензеля с изображением букв «Х» и «С», что обозначает «Хлеб» и «Соль». Как архитектурный объект Хлебный дом является уникальным строением, не имеющим аналогов во всей России. По проекту Баженова было задумано 8 кухонь, каждая из которых имеет свое назначение, а в одной из них был предусмотрен даже кондитерский цех.

В Хлебном доме разместились царицынские хозяйственники, чуть позднее это здание было переоборудовано в больницу, а после этого помещение сдавалось в аренду. В 1920-х годах здесь стали возникать коммуналки.

Реконструкция здания началась только в 1987 году, в ходе строительных работ был несколько изменен силуэт здания, что привело к негативным оценкам большинства критиков. На сегодняшний день Хлебный дом является местом, где хранятся важнейшие экспозиции музея-заповедника Царицыно.

Арка-галерея в музее-заповеднике Царицыно

На пути к Большому дворцу расположена арка-галерея, которая соединяет его с Хлебным домом. Арка построена без эксплуатационной задумки. Скорее всего, планировалось, что она будет связывать Кухонный корпус и дворец с целью быстрой подачи блюд, но выходы к галерее так и не были оборудованы соответствующим образом.

Арка-галерея
Арка-галерея в Царицыно

В итоге получилось соединить два здания только визуально, арка имеет силуэт, напоминающий театральную декорацию. Внимания заслуживают и опоры галереи, украшенные башнями с острыми вершинами и сердечками из белого камня.

Как отмечают эксперты, арка-галерея является единственной в древнерусской архитектуре аркой, представляющей собой свободную дугу без нагрузки сверху. Реконструкция арки-галереи производилась с 1985 по 1992 год.

Большой Царицынский дворец

Большой Царицынский дворец находится в самом сердце музея-заповедника Царицыно. Это здание тоже не понравилось императрице, хотя по задумке архитектора, именно здесь должны были расположиться главные царские покои.

На протяжении 10 лет проводилась перестройка, которая прерывалась из-за недостатка финансирования. В ходе перестройки были добавлены псевдоготические детали, близкие по стилю к классицизму.

Отделка башен содержит детали, схожие с теми, что украшают стены Кремля. Отстроенный заново дворец выглядит легким и витиеватым, а «русская готика» присутствует только в украшении дворца.

Перестройка Дворца не была завершена вплоть до 2005 года. Однако в рамках реконструкции комплекса строений в музее-заповеднике Царицыно, здание Большого Царицынского дворца было восстановлено и переоборудовано в музейное здание.

Здесь сегодня находятся важные исторические экспонаты, регулярно проводятся городские мероприятия и выставки. Не так давно в здании Дворца начали проводится выездные регистрации брака.

История строительства музея-заповедника Царицыно

Строительство усадьбы велось на протяжении 10 лет, но в конечном итоге она так и не начала использоваться по назначению. Императрица и другие члены царской семьи не одобрила постройку, созданную по проекту Василия Баженова, а потому место со временем стало приходить в упадок.

В итоге от усадьбы и других построек царской резиденции остались лишь руины. В 19 веке здесь началось строительство дачного поселка, где приобрели дачи известные деятели искусства.

В 20 веке в Царицыно был собственный музей, сельский клуб и планировалось строительство санатория, но эта идея не была воплощена в жизнь, так как в начале 21 века было принято решение о реконструкции императорской резиденции Царицыно.

Современный музей-заповедник создан по первоначальному проекту архитектора Василия Баженова. Сегодня здесь проводятся экскурсии, во время которых можно посмотреть живописную природу и многочисленные экспозиции.

Вам нравится Музей-заповедник Царицыно?
Да, я там бываю очень часто.
33.33%
Один раз можно сходить.
66.67%
Я никогда там не был.
0%
У меня свой вариант ответа - напишу в комментариях.
0%
Проголосовало: 3

Профиль автора

Марина Ивлеева
Профессиональный гид по Москве. Пишу статьи на тему жизни в России и нашей столицы. Автор более 120 статей.

Классная статья, правда?

Оцените статью
Гид по Москве
Добавить комментарий