Представляете, вы заезжаете в номер столичной гостиницы, ужинаете и ложитесь спать. А утром обнаруживаете, что отель ваш переехал на новое место. Итак, каждый день, пока, в конце концов, вы вместе с комнатой не возвращаетесь назад, на исходную точку. Сказка? Отнюдь. Это вполне возможно, если отправиться в путешествие на плавучей гостинице — на теплоходе — прямо от причала.
Речные круизы из Москвы
Не так давно практически весь речной флот считался пассажирским. То есть подразумевалось, что человек покупает не путевку в экскурсионный тур, а просто билет на теплоход до конкретной станции. Правда, на каком-то этапе стало очевидным, что билеты чаще всего приобретают не только до конечного пункта, но и сразу же в обратную сторону, на тот же теплоход.
Сегодня речной флот уже давно перешел из индустрии транспорта в индустрию отдыха. На протяжении всего путешествия туристов всячески развлекают: анимация с клоунами, дискотека, кино. Некоторые рейсы отличает своя изюминка, например, фортепьянные концерты в музыкальном салоне.
Кроме того, везде участникам круиза обеспечена путевая информация о маршруте, достопримечательностях и т.д. И, разумеется, существует экскурсионная программа в местах стоянок. Многие компании изначально включают ее в стоимость тура.
Про парк Зарядье и Музеон читайте здесь.
Теплоходы и каюты
На самом деле, все вышесказанное относится именно к современным речным судам. Но круизы и по сей день могут быть организованы на «доисторических» теплоходах так называемого некомфортабельного флота. Отличить комфортабельное судно от не комфортабельного несложно.
Четырехпалубные теплоходы, как правило, всегда комфортабельные. То есть, во-первых, имеют удобства во всех каютах, а во-вторых, располагают достаточной инфраструктурой обслуживания на борту.
А вот двух- и трехпалубные посудины в основном представляют собой именно тот самый плавучий поезд. Здесь удобства в номере есть лишь в каютах класса люкс, а для остальных категорий — в конце коридора.
Существует еще и промежуточный вариант, так называемые модернизированные теплоходы, бывшие некомфортабельные. Модернизация обычно подразумевает объединение двух кают в одну с установкой санузла. (В результате помещение часто получается даже просторнее, чем на современных судах, заведомо более благоустроенных.) Впрочем, можно еще встретить старые теплоходы, где в каюту, снабженную только умывальником, просто втиснут унитаз без душа.
Экономить, отказываясь от удобств, не стоит. Выигранная сумма на фоне общих затрат выглядит не такой уж существенной, а отсутствие привычных условий может серьезно испортить отдых. Оптимальный вариант — стандартная двухместная каюта. В отличие от люкса там не будет телевизора. Но зачем он в круизе, где есть своя постоянно меняющаяся картинка за бортом?
Про вещевые рынки Москвы читайте здесь
Куда пойдем, что увидим?
Да, да, именно пойдем. Теплоходы не плавают, а ходят. И пойти стандартные туристические маршруты (с отплытием из Москвы и возвращением в нее) предлагают, например, в Санкт-Петербург и Астрахань, Нижний Новгород и Елабугу, Тверь и Ярославль. Весьма любима туристами и «московская кругосветка» из Москвы в Нижний Новгород и обратно, включающая города Золотого кольца России.
Самым популярным признан северный маршрут из Москвы в Санкт-Петербург и обратно, особенно если стоянка в Питере выпадает на белые ночи.
Корпоративные клиенты часто выбирают круизы выходного дня — трехдневные, с пятницы по воскресенье. Например, рейс «Москва — Углич — Москва» с зеленой стоянкой (шашлык, гуляния). И еще о заплывах подобного рода. По наблюдениям сотрудников агентств и служб персонала, из всех выездных корпоративных мероприятий круизы на теплоходе для устроителей, пожалуй, самые напряженные с точки зрения непосредственного проведения.
С одной стороны, ограниченное пространство дает преимущество: все участники вроде бы собраны в одном месте и никуда не денутся. С другой — это может стать и минусом: очень сложно придумать разнообразную программу развлечений на все время плавания.
В частности, из спортивных игр можно предложить только дартс и шахматы. Угрозу создают и традиционные обильные возлияния. Их, естественно, не избежать и на суше, но в данном случае они просто опасны.
Теперь об экскурсиях. По пути следования теплоход делает остановки в наиболее интересных местах, и туристам предлагают программу, включающую знакомство с достопримечательностями. Красота! Погулял по Угличу, посетил Кремль, вернулся на теплоход, лег спать. А утром проснулся уже в Горицах и можешь сойти на берег, чтобы побывать в Кирилло-Белозерском монастыре.
Ну а дальше тебя ждут музей-заповедник «Кижи», монастырь на Валааме и сама вторая столица — Питер. Или, отправившись в Астрахань, можно по пути посмотреть монастыри в Костроме, древний Кремль в Казани и так далее. Да мало ли что можно увидеть в старинных русских городах, разбросанных по берегам Волги! Впечатлений хватит на всю жизнь. Про прогулки на теплоходе по Москве реке смотрите здесь.
Несколько советов от бывалых путешественников
- Учтите, что путевки на речные круизы раскупают очень быстро — чуть ли не в начале навигации;
- Если по каким-то причинам вы вынуждены отменить поездку и сдать путевку, то обычно туристические компании возвращают 100 % стоимости при условии, что подобное происходит не меньше чем за 60 дней до отплытия. При более позднем отказе удержанная сумма может варьироваться от 25 до 90%, в зависимости от срока, оставшегося до отплытия, конкретного круиза и собственных правил компании. За две недели до начала тура сдать путевку уже нельзя. Но в любом случае ее всегда можно без потерь переписать на другого пассажира;
- На некоторых маршрутах разные компании предлагают небольшие скидки детям. Иногда пассажиров до пяти лет допускают бесплатно, но без предоставления отдельного места. Питание можно оплатить уже на борту. Учитывая узковатые кровати-полки (почти как в поезде), ребенку все же имеет смысл купить отдельное место;
- Не стоит опасаться качки. Речной теплоход — не морской корабль (на котором, кстати, качка тоже бывает редко);
- Распечатайте (запишите) и носите с собой полное расписание круиза с местами и временем всех остановок. В случае непредвиденного отставания вы будете иметь представление о том, в какой точке сможете догнать свое судно наземным транспортом или на катере.
Классная статья, правда?